МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию в музеях образовательных
организаций разделов, посвященных участникам специальной военной
операции
1.
Нормативно-правовые и организационные основы создания и
деятельности музеев образовательных организаций
Музей образовательной
организации - обобщающее название структурного подразделения или
общественного объединения, не являющегося юридическим лицом,
созданного при образовательной организации Российской Федерации,
независимо от формы собственности, выполняющего
учебно-воспитательные функции музейными средствами. В
общепринятой практике используется традиционное название
«Школьный музей».
В структуре образовательных
организаций школьные музеи являются центрами
гражданско-патриотического и духовно- нравственного воспитания
детей и подростков. Школьные музеи накапливают и используют в
образовательно- воспитательном процессе значительные материалы
по истории страны и края, связанные со знаменательными датами,
историческими, культурными и природными особенностями
территории, выдающимися земляками.
В настоящее время деятельность
музеев образовательных организаций (школьных музеев)
регламентируют следующие законы:
-
Федеральный закон
от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 02.07.2021 г.);
-
Федеральный закон
от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «Музейном фонде Российской Федерации и
музеях в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021 г.);
-
Федеральный закон
от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях,
перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и
находящимися на территории Российской Федерации» (ред. от
11.06.2021 г.);
-
Федеральный закон
от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской
Федерации» (ред. от 08.12.2020 г.).
Создание и паспортизация музеев
образовательных организаций осуществляется в соответствии с
локальными актами:
Методические рекомендации о
создании и функционировании структурных подразделений
образовательных организаций, выполняющих учебно- воспитательные
функции музейными средствами, утвержденные Федеральным
центром детско-юношеского
туризма и краеведения от 9 июля 2020 г.;
-
Положение о
паспортизации школьных музеев Российской Федерации, утвержденное
Приказом Федерального центра детско-юношеского туризма и
краеведения от 29 апреля 2021 г. № 9-ОД.
Перечень документов, необходимых
для руководства и использования в работе руководителю музея
образовательной организации (школьному музею), размещены на
сайте ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и
организации отдыха и оздоровления детей» (далее - ФГБОУ ДО
ФЦДО):
https://fcdtk.ru/page/1642593997676-shkolnye-muzei-normativnaya-baza
Информация о порядке регистрации
музеев образовательных организаций на портале школьных музеев
ФГБОУ ДО ФЦДО размещена на сайте ФГБОУ ДО ФЦДО :
Порядок регистрации музеев
образовательных организаций в реестре школьных музеев (fcdtk.ru).
2. Актуализация тематики
экспозиций, посвященных участникам специальной военной операции,
проявившим отвагу, мужество и героизм
Актуальность патриотического
воспитания средствами музейной педагогики на сегодняшний день
приобретает особое значение. Усиление воспитательного потенциала
деятельности, организуемой на базе школьных музеев, созвучно
реальным вызовам современности и направлено на формирование у
детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности,
патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за
историю России и подвиги российского народа.
Важной задачей на современном
этапе является сохранение исторической памяти, прославление
героев и защитников Родины, предотвращение попыток фальсификации
исторических событий.
Создание экспозиций в
действующих школьных музеях или создание школьного музея,
посвященного Героям - участникам специальной военной операции
(далее - СВО) должно иметь в основе общие принципы создания
музеев (экспозиций в музеях) образовательных организаций. При
этом следует руководствоваться не только музейными правилами, но
и принципами музейной педагогики. К их числу относятся:
-
историзм;
-
формирование
исторического сознания;
-
изучение и
сохранение социальной памяти;
-
предметность и
наглядность; формирование понятия памятника;
-
развитие интереса
и инициативности у различных групп школьников различными
методами и приемами.
Музеи, посвященные участникам
СВО должны рассматриваться как мемориальные музеи, созданные в
память о выдающемся человеке. В целях соблюдения принципа
историзма, мемориальный музей желательно создавать в том месте,
здании, в котором жил или учился человек, или в месте совершения
героических действий.
Разновидностью мемориального
музея являются историко-биографические музеи, где могут
храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу. Эти
музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных
фактов биографии своего героя, в популяризации его жизни и
деятельности среди учащихся.
3. Рекомендации по созданию
музея, экспозиций, разделов в музее, посвящённых участникам
специальной военной операции
Документально музей оформляется
локальным нормативным актом образовательной организации.
Директор образовательной организации и руководитель школьного
музея несут полную ответственность за сохранность фондов и
деятельность музея.
Для создания экспозиции, или
раздела школьного музея, посвященного участникам СВО,
руководителю музея образовательной организации рекомендуется
осуществить следующий порядок действий:
1.
определить основную идею раздела экспозиции, разработать
концепцию раздела музея;
2.
определить направленность исследований, формы и методы
исследований музейных предметов для организации
исследовательской работы;
3.
определить основные формы и методы работы с учётом
традиций и изменяющихся обстоятельств;
4.
организовать поиск материалов для создания экспозиции
(фото, видео материалы, документы, личные вещи и т.д.);
5.
определить основные формы сотрудничества с педагогами
школы, родителями, жителями района;
6.
составить план экспозиции с размещением в нем витрин,
стендов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др.
7.
выполнить эскизный проект (цифровой или художественный);
8.
оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале.
Активу музея
образовательной организации (обучающиеся образовательной
организации) под руководством руководителя школьного музея и
(или) педагога необходимо:
1.
в процессе поисково-исследовательской деятельности
провести поиск и сбор вещественных и документальных предметов,
относящихся к землякам - участникам СВО;
2.
вести постоянный контакт с семьями, сослуживцами,
товарищами участников СВО;
3.
составить летопись и хронологию событий;
4.
провести систематизацию и обобщение материалов;
5.
оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале.
Педагогам, руководителю
школьного музея при организации работы актива обучающихся
обратить особое внимание на установление постоянного контакта с
семьями, сослуживцами, товарищами участников СВО. При этом
необходимо определить педагогически целесообразный и корректный
инструментарий исследовательской работы, формы и методы
проведения исследований с учетом актуальности событий.
При создании экспозиций,
экскурсий, организации образовательной деятельности
рекомендуется руководствоваться рекомендациями, размещенными по
ссылке:
Материалы по наполнению Портала.
Методические материалы (fcdtk.ru)
4. Рекомендуемые формы и
практики
Для патриотического воспитания
школьников на примерах Героев СВО рекомендуется использовать как
традиционные формы, так и современные проекты, реализующиеся в
Российской Федерации. Примерами могут служить следующие
практики.
Уроки мужества
Цель уроков: сохранение памяти о
подвигах наших бойцов, встречи с участниками - ветеранами СВО,
патриотическое воспитание на примере Героев Создание экскурсий
по экспозициям
Собранные экспонаты объединяются
в экспозиции, посвященные освобождению наших исконных российских
территорий, присоединению, восстановлению их в Российской
Федерации. Экскурсии по экспозициям посвящаются памяти героев,
которые за это сражались, недопущению нацизма.
Проект «Парта Героя»
Целью проекта является
формирование патриотического мировоззрения у обучающихся школ,
путем создания воспитательной среды по изучению истории жизни
выдающихся и героических выпускников своего образовательного
учреждения. «Парта Героя» - это ученический стол, на котором
могут быть размещены фотографии Героя, информация о фактах его
биографии и заслугах
При формировании экспозиций
рекомендуется применять современные подходы и использовать
цифровые инструменты для создания контента: мультимедийное и
звуковое оборудование для демонстрации видеофильмов,
музыкального и голосового сопровождения,
При создании инфраструктуры
школьных музеев рекомендуется использовать возможности
мероприятия Федерального проекта «Успех каждого ребенка»
Национального проекта «Образование» по приобретению средств
обучения и воспитания в целях создания новых мест в
образовательных организациях различных типов для реализации
дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в
рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей,
показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого
ребенка» национального проекта «Образование», методические
рекомендации размещены по ссылке
https://novmesta.fedcdo.ru/documents/
в разделе «Нормативные документы», папка «2021 год».
|