Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/285725

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Отрокская средняя общеобразовательная школа
Идринского района Красноярского края
Образование ведется на русском языке

Добро пожаловать! Коллектив МКОУ Отрокской СОШ рад Вас приветствовать на нашем сайте!

Министерство образования и науки РФ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральный образовательный портал

Министерство образования и науки Красноярского края





 

Сайт переехал:

 https://sh-otrokskaya-r04.gosweb.gosuslugi.ru/

  Архив документов
Георгиевская страница
Главная
Сведения о образовательном учреждении
Дистанционное обучение
Реализация Краевой концепции развития школьного обучения
Безопасность дорожного движения
Консультативный пункт
"Центр "Точка роста"
ГИА
Питание школьников
Программа повышения качества
НОКО
НАСТАВНИЧЕСТВО
Введение в ФОП с 01.09.2023
Программа воспитания
Функциональная грамотность
Безопасность школы
Учителям ...
Библиотека
ШСК "ФАКЕЛ"
ШК.Спортивная лига
Музей
ОБЕЛИСК
Летний лагерь
Родителям ...
НОН
Профориентация
Вопрос - ответ
FAQ
Противодействие коррупции
 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции

1. Нормативно-правовые и организационные основы создания и деятельности музеев образовательных организаций

Музей образовательной организации - обобщающее название структурного подразделения или общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, созданного при образовательной организации Российской Федерации, независимо от формы собственности, выполняющего учебно-воспитательные функции музейными средствами. В общепринятой практике используется традиционное название «Школьный музей».

В структуре образовательных организаций школьные музеи являются центрами гражданско-патриотического и духовно- нравственного воспитания детей и подростков. Школьные музеи накапливают и используют в образовательно- воспитательном процессе значительные материалы по истории страны и края, связанные со знаменательными датами, историческими, культурными и природными особенностями территории, выдающимися земляками.

В настоящее время деятельность музеев образовательных организаций (школьных музеев) регламентируют следующие законы:

-  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021 г.);

-  Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021 г.);

-  Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящимися на территории Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021 г.);

-  Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020 г.).

Создание и паспортизация музеев образовательных организаций осуществляется в соответствии с локальными актами:

Методические рекомендации о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно- воспитательные функции музейными средствами, утвержденные Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения от 9 июля 2020 г.;

-  Положение о паспортизации школьных музеев Российской Федерации, утвержденное Приказом Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения от 29 апреля 2021 г. № 9-ОД.

Перечень документов, необходимых для руководства и использования в работе руководителю музея образовательной организации (школьному музею), размещены на сайте ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» (далее - ФГБОУ ДО ФЦДО): https://fcdtk.ru/page/1642593997676-shkolnye-muzei-normativnaya-baza

Информация о порядке регистрации музеев образовательных организаций на портале школьных музеев ФГБОУ ДО ФЦДО размещена на сайте ФГБОУ ДО ФЦДО : Порядок регистрации музеев образовательных организаций в реестре школьных музеев (fcdtk.ru).

2. Актуализация тематики экспозиций, посвященных участникам специальной военной операции, проявившим отвагу, мужество и героизм

Актуальность патриотического воспитания средствами музейной педагогики на сегодняшний день приобретает особое значение. Усиление воспитательного потенциала деятельности, организуемой на базе школьных музеев, созвучно реальным вызовам современности и направлено на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России и подвиги российского народа.

Важной задачей на современном этапе является сохранение исторической памяти, прославление героев и защитников Родины, предотвращение попыток фальсификации исторических событий.

Создание экспозиций в действующих школьных музеях или создание школьного музея, посвященного Героям - участникам специальной военной операции (далее - СВО) должно иметь в основе общие принципы создания музеев (экспозиций в музеях) образовательных организаций. При этом следует руководствоваться не только музейными правилами, но и принципами музейной педагогики. К их числу относятся:

-   историзм;

-   формирование исторического сознания;

-  изучение и сохранение социальной памяти;

-   предметность и наглядность; формирование понятия памятника;

-  развитие интереса и инициативности у различных групп школьников различными методами и приемами.

Музеи, посвященные участникам СВО должны рассматриваться как мемориальные музеи, созданные в память о выдающемся человеке. В целях соблюдения принципа историзма, мемориальный музей желательно создавать в том месте, здании, в котором жил или учился человек, или в месте совершения героических действий.

Разновидностью мемориального музея являются историко-биографические музеи, где могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу. Эти музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяризации его жизни и деятельности среди учащихся.

3. Рекомендации по созданию музея, экспозиций, разделов в музее, посвящённых участникам специальной военной операции

Документально музей оформляется локальным нормативным актом образовательной организации. Директор образовательной организации и руководитель школьного музея несут полную ответственность за сохранность фондов и деятельность музея.

Для создания экспозиции, или раздела школьного музея, посвященного участникам СВО, руководителю музея образовательной организации рекомендуется осуществить следующий порядок действий:

1. определить основную идею раздела экспозиции, разработать концепцию раздела музея;

2.    определить направленность исследований, формы и методы исследований музейных предметов для организации исследовательской работы;

3. определить основные формы и методы работы с учётом традиций и изменяющихся обстоятельств;

4. организовать поиск материалов для создания экспозиции (фото, видео материалы, документы, личные вещи и т.д.);

5. определить основные формы сотрудничества с педагогами школы, родителями, жителями района;

6.  составить план экспозиции с размещением в нем витрин, стендов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др.

7.  выполнить эскизный проект (цифровой или художественный);

8. оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале.

Активу музея образовательной организации (обучающиеся образовательной организации) под руководством руководителя школьного музея и (или) педагога необходимо:

1.  в процессе поисково-исследовательской деятельности провести поиск и сбор вещественных и документальных предметов, относящихся к землякам - участникам СВО;

2.  вести постоянный контакт с семьями, сослуживцами, товарищами участников СВО;

3.  составить летопись и хронологию событий;

4.  провести систематизацию и обобщение материалов;

5.  оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале.

Педагогам, руководителю школьного музея при организации работы актива обучающихся обратить особое внимание на установление постоянного контакта с семьями, сослуживцами, товарищами участников СВО. При этом необходимо определить педагогически целесообразный и корректный инструментарий исследовательской работы, формы и методы проведения исследований с учетом актуальности событий.

При создании экспозиций, экскурсий, организации образовательной деятельности рекомендуется руководствоваться рекомендациями, размещенными по ссылке: Материалы по наполнению Портала. Методические материалы (fcdtk.ru)

4. Рекомендуемые формы и практики

Для патриотического воспитания школьников на примерах Героев СВО рекомендуется использовать как традиционные формы, так и современные проекты, реализующиеся в Российской Федерации. Примерами могут служить следующие практики.

Уроки мужества

Цель уроков: сохранение памяти о подвигах наших бойцов, встречи с участниками - ветеранами СВО, патриотическое воспитание на примере Героев Создание экскурсий по экспозициям

Собранные экспонаты объединяются в экспозиции, посвященные освобождению наших исконных российских территорий, присоединению, восстановлению их в Российской Федерации. Экскурсии по экспозициям посвящаются памяти героев, которые за это сражались, недопущению нацизма.

Проект «Парта Героя»

Целью проекта является формирование патриотического мировоззрения у обучающихся школ, путем создания воспитательной среды по изучению истории жизни выдающихся и героических выпускников своего образовательного учреждения. «Парта Героя» - это ученический стол, на котором могут быть размещены фотографии Героя, информация о фактах его биографии и заслугах

При формировании экспозиций рекомендуется применять современные подходы и использовать цифровые инструменты для создания контента: мультимедийное и звуковое оборудование для демонстрации видеофильмов, музыкального и голосового сопровождения,

При создании инфраструктуры школьных музеев рекомендуется использовать возможности мероприятия Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», методические рекомендации размещены по ссылке https://novmesta.fedcdo.ru/documents/ в разделе «Нормативные документы», папка «2021 год».

 

 
 
 

Адрес: 662693 Красноярский край, Идринский район с. Отрок, ул. Школьная,9

Телефон: (8-39135) 91-3-36

www.otridra.narod.ru

e-mail: otridra15@rambler.ru